Вот уже более века в Ростове Великом действует музей, основанный жителями города А. А. Титовым и И. К. Шляковым..
В собрании архитектурно-художественного музея коллекция русского фарфора насчитывает около тысячи
экспонатов. Это изделия, выполненные на Императорском фарфоровом заводе, на заводах Гарднера, Попова, братьев
Корниловых, Батенина, Товарищества М. С. Кузнецова, Гжели.
В результате развития торговых отношений с зарубежными странами, а
также путешествий, совершаемых частными лицами, в России издавна были известны фарфоровые предметы из
Китая и Германии. Производство же отечественного фарфора стало возможным лишь в 40-е годы XVIII века
благодаря трудам талантливого русского ученого Дмитрия Ивановича Виноградова. С его именем связано начало
истории Императорского фарфорового завода. Ученому удалось открыть секрет производства фарфора и наладить
выпуск фарфоровых изделий. Кроме того он создал первый в Европе теоретический труд по производству
фарфора.
Продукция Императорского завода (ныне Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова)
предназначалась для дворцов. Модели раннего периода русского фарфора ориентировались в основном на
саксонские образцы: белая посуда была украшена небольшими букетами цветов, изображениями птиц и
орнаментальными лентами. Копией сервизной тарелки Мейсенской фарфоровой мануфактуры является тарелка
с восточными мотивами, выполненная на Императорском заводе во времена Екатерины II: на белом фоне
изображены дракон, аист, ветка с цветами и жук, а по борту на рельефе в виде плетенки — ветки с цветами и бабочки.
В первой трети XIX века на Императорском фарфоровом заводе был изготовлен знаменитый Гурьевский сервиз.
Его скульптурная часть выполнена по проекту профессора Академии художеств С. С. Пименова.
Сервиз был заказан для Александра I в 1809 году, закончен в 1817-м. Однако на протяжении
всех последующих лет XIX столетия к нему добавляли отдельные предметы. В общей сложности их в сервизе было
около тысячи. Во многих музеях нашей страны можно встретить изделия из этого сервиза. Их украшают
изображе ния фигур народов России, ремесленников и торговцев, пейзажи, выполненные по гравюрам
Х.-Г. Гейслера, Е. М. Корнеева, Д.-А. Аткинсона и других художников. Большую часть сервиза составляли
тарелки. Их темно-вишневые борта украшены антикизированным золотым орнаментом, различным для каждого
изделия. На тарелке, находящейся в фондах Ростово-Ярославского музея, изображены разносчик с корзинами и
обручник, о чем и свидетельствует соответствующая надпись на оборотной стороне изделия. Гурьевский сервиз
— уникальное произведение русского классицизма в области фарфора.
С 1814 года на заводе стали применять редкий для фарфора вид декора — печатный рисунок. В этом отношении представляет интерес тарелка с изображением
Триумфальных ворот города Гатчины. Оттиск выполнен с гравюры И. В. Ческого по оригиналу С. Ф. Щедрина.
В 1828 году на Императорском фарфоровом заводе был создан «Золотой» сервиз в стиле ампир. Его предметы
отличаются обилием позолоты и детально проработанным орнаментом на тулове чашек и блюдцах.
С конца 1830-х годов и в архитектуре, и в монументальной декоративной скульптуре, и в фарфоре прослеживается
влияние историзма. Предметы быта отличаются сложными формами и богатым декором. Сервиз великого
князя Константина Николаевича, изготовленный на Императорском фарфоровом заводе в 1848 году, украшен
сложным орнаментом в русско-византийском стиле. Автором проекта этого сервиза, а также чашки с монограммой
«ВККН» был художник и археолог Ф. Г. Солнцев. В росписи предметов преобладают красный и зеленый цвет,
позолота. В Ростово-Ярославском архитектурно-художественном музее находятся четыре изделия из этого сервиза:
две тарелки, овальное блюдо и ваза сложной формы.
В конце XIX столетия завод продолжал выпускать копии и варианты сервизов XVIII века. В публикуемых предметах
— тарелка, розеточка и чашка с блюдцем — использована система декора знаменитого сервиза Севрской
фарфоровой мануфактуры 1780-х годов. На изделиях стоит марка завода времен Александра И. Предметы
изящно орнаментированы тонкими золотыми линиями и завитками, по борту тарелок в картушах, украшенных
рокайльными завитками, на фоне пейзажа изображены птицы.
В 1913 году по модели художника К. А. Сомова, разработанной в 1905 году, была выполнена скульптура
«Дама с маской». Она известна без росписи и в разных вариантах росписи, выпускалась небольшими тиражами,
повторялась на заводе и в последующие годы.
Императорский фарфоровый завод не мог полностью обеспечить возрастающие потребности внутреннего рынка.
Значительных успехов фарфоровое производство в России достигло благодаря деятельности частных
фарфоровых предприятий. В 1766 году открылся первый частный фарфоровый завод Ф. Я. Гарднера в Вербилках
(ныне Государственный Дмитровский фарфоровый завод), который выпускал продукцию,
отличавшуюся изяществом формы и высокой техникой рисунка. На нем по заказу императорского двора было
выполнено четыре «орденских» сервиза, которые предназначались для торжеств в честь награжденных орденами
св. Георгия, Владимира, Александра Невского и Андрея Первозванного. На предметах сервизов изображены
ордена и орденские ленты.
Завод Гарднера выпускал также бытовую посуду. На тарелках с прорезными ажурными бортами, кофейниках,
десертной корзиночке, которые находятся в Ростово-Ярославском музее, мы видим букеты с крупными цветами и
пейзажи. Сложной формой и богатым декором отличаются предметы чайно-кофейного сервиза. Кофейник и чайник
рокайльной формы, чашки и блюдца покрыты кобальтом, на темно-синем фоне сверкает золотой орнамент, а в
медальонах на сером фоне написаны букеты и отдельные цветочки. Полихромная роспись подчеркивает
изящество изделий.
На заводе Гарднера изготовлялись и предметы мелкой пластики. В экспозиции музея
находятся статуэтки «Индюк» и «Козел с собакой», скульптуры из бисквита «Слепой нищий», «Игра в репку»,
«Сбитенщик», изображающие представителей простого народа.
Среди частных предприятий по производству фарфора широко известен был завод Попова, основанный еще в 1804
году К. Мелли в селе Горбунове Дмитровского уезда Московской губернии. Приобретя его в 1811 году,
А. Г. Попов наладил выпуск изделий превосходных технических и художественных качеств.
Их ассортимент был самым разнообразным: сервизы, чайная и столовая посуда, так называемая трактирная посуда
и статуэтки, пользовавшиеся в XIX веке большим спросом. Среди статуэток отдельные фигуры охотников,
крестьянок, есть и сюжетные композиции, например, скульптура «Азия» в виде сидящей на верблюде женщины
в длинном платье с короной на голове и скипетром в руке. Это произведение является вариантом модели
Мейсенской мануфактуры, как и скульптурная ком позиция «Венера с Бахусом». На заводе Попова изготовлялись
также предметы мелкой пластики, изображающие животных.
В коллекции музея представлен сервиз с так называемыми романтическими пейзажами — на тулове чайника,
чашки и блюдца изображен пейзаж с архитектурными постройками. Интересен по своей композиции заварной
чайник на подставке-грелке, украшенный готическими мотивами и пейзажами, его рельефные детали подчеркнуты
позолотой.
В виде раковины на заводе Попова были выполнены чашка и нижняя часть кувшина, на темно-вишневом тулове
которого выделяются светлые цветы. Ручки у чашки и кувшина исполнены в причудливой форме красных кораллов.
Небольшим числом экспонатов в музее представлены заводы Батенина и братьев Корниловых. На заводе братьев
Корниловых в конце XIX века был изготовлен заказной сервиз, на белом фоне каждого предмета выделяется герб
ростовских дворян Леонтьевых. Причудливой сложной формой отличается чайный сервиз с голубым крытьем,
цветочной росписью в резервах, позолотой и ручками, напоминающими кораллы.
Гжельский керамический район, где существовало множество мелких предприятий, изготовлявших посуду и
предметы мелкой пластики, с XIX века тоже начал выпускать фарфоровую посуду. На небольших заводиках
работали всего несколько человек, например, до десяти, которые занимались формовкой посуды, ее обжигом и
росписью. Фарфор Гжели, известный и в наше время, несет на себе отпечаток народной керамики.
Излюбленным украшением посуды были букеты из мелких цветов с крупными розанами на белом фоне. Примечательны
и статуэтки, отражающие жизнь и нравы разных слоев населения России. Немного упрощенная, грубоватая трактовка
фигур сглаживается яркой росписью, напоминая тем самым лубочные картинки, как, например, статуэтки
«Женщина у надгробного памятника», «Плясун», «Женщина с павлином», «Дворник». Рисунки и сюжетные
композиции часто заимствовал ись с изделий крупных фарфоровых предприятий страны, но у народных мастеров
Гжели они принимали совсем иной вид.
В тридцати деревнях и селах производили предметы быта из прославленных
гжельских глин. Известны заводы братьев Новых и Фомина в деревне Кузяево, завод Храпунова-Нового,
предприятие Тереховых и Киселевых, а также заводы в деревнях Жирово, Турыгино, Бехтеево и других. На заводе
Храпунова-Нового изготовлен чайный сервиз, на предметах которого изображен рог изобилия с цветами. Большая
часть этих изделий покрыта позолотой и расписана золотым орнаментом. XIX век в России отличался быстрым
развитием капиталистических отношений, интенсивным ростом заводов и фабрик. Перешли на новые формы
работы и фарфоровые предприятия.
Когда речь идет о конце XIX — начале ХХ века, нельзя забывать о
деятельности М. С. Кузнецова, сумевшего завладеть почти всеми фарфоровыми заводами страны: в Вербилках,
Гжельском районе, Дулеве, в деревне Песочное Ярославской губернии и в других местах. Объединенные им предприятия
стали выпускать посуду высокого качества и в больших количествах. Продукция заводов хорошо раскупалась,
что способствовало расширению предприятий Товарищества М. С. Кузнецова. Ловкие предприниматели сумели так
поставить дело, что с ними уже не могли соперничать мелкие заводы. В коллекции музея находится несколько
предметов, изготовленных в конце XIX века на предприятиях Товарищества М. С. Кузнецова для массового потребителя.
Чайник, чашка с блюдцем, сливочник и перечница украшены рельефными деталями и золотыми отводками. Скульптура
«Крестьянка, сбивающая масло» выполнена из бисквита (неглазурованный фарфор). Бокал с крышкой и
блюдце украшены цветочной росписью по нежному розовому и голубому фону, ручки позолочены.
Коллекция русского фарфора Ростово-Ярославского музея дает наглядное представление о развитии этого вида
декоративно-прикладного искусства в художественной жизни России.
|