Русский фарфор XVII - начала XX века Русский фарфор XVII - начала XX века
 

Вот уже более века в Ростове Великом действует музей, основанный жителями города А. А. Титовым и И. К. Шляковым.. В собрании архитектурно-художественного музея коллекция русского фарфора насчитывает около тысячи экспонатов. Это изделия, выполненные на Императорском фарфоровом заводе, на заводах Гарднера, Попова, братьев Корниловых, Батенина, Товарищества М. С. Кузнецова, Гжели.



В результате развития торговых отношений с зарубежными странами, а также путешествий, совершаемых частными лицами, в России издавна были известны фарфоровые предметы из Китая и Германии. Производство же отечественного фарфора стало возможным лишь в 40-е годы XVIII века благодаря трудам талантливого русского ученого Дмитрия Ивановича Виноградова. С его именем связано начало истории Императорского фарфорового завода. Ученому удалось открыть секрет производства фарфора и наладить выпуск фарфоровых изделий. Кроме того он создал первый в Европе теоретический труд по производству фарфора.



Продукция Императорского завода (ныне Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова) предназначалась для дворцов. Модели раннего периода русского фарфора ориентировались в основном на саксонские образцы: белая посуда была украшена небольшими букетами цветов, изображениями птиц и орнаментальными лентами. Копией сервизной тарелки Мейсенской фарфоровой мануфактуры является тарелка с восточными мотивами, выполненная на Императорском заводе во времена Екатерины II: на белом фоне изображены дракон, аист, ветка с цветами и жук, а по борту на рельефе в виде плетенки — ветки с цветами и бабочки.



В первой трети XIX века на Императорском фарфоровом заводе был изготовлен знаменитый Гурьевский сервиз. Его скульптурная часть выполнена по проекту профессора Академии художеств С. С. Пименова. Сервиз был заказан для Александра I в 1809 году, закончен в 1817-м. Однако на протяжении всех последующих лет XIX столетия к нему добавляли отдельные предметы. В общей сложности их в сервизе было около тысячи. Во многих музеях нашей страны можно встретить изделия из этого сервиза. Их украшают изображе ния фигур народов России, ремесленников и торговцев, пейзажи, выполненные по гравюрам Х.-Г. Гейслера, Е. М. Корнеева, Д.-А. Аткинсона и других художников. Большую часть сервиза составляли тарелки. Их темно-вишневые борта украшены антикизированным золотым орнаментом, различным для каждого изделия. На тарелке, находящейся в фондах Ростово-Ярославского музея, изображены разносчик с корзинами и обручник, о чем и свидетельствует соответствующая надпись на оборотной стороне изделия. Гурьевский сервиз — уникальное произведение русского классицизма в области фарфора.



С 1814 года на заводе стали применять редкий для фарфора вид декора — печатный рисунок. В этом отношении представляет интерес тарелка с изображением Триумфальных ворот города Гатчины. Оттиск выполнен с гравюры И. В. Ческого по оригиналу С. Ф. Щедрина.



В 1828 году на Императорском фарфоровом заводе был создан «Золотой» сервиз в стиле ампир. Его предметы отличаются обилием позолоты и детально проработанным орнаментом на тулове чашек и блюдцах.



С конца 1830-х годов и в архитектуре, и в монументальной декоративной скульптуре, и в фарфоре прослеживается влияние историзма. Предметы быта отличаются сложными формами и богатым декором. Сервиз великого князя Константина Николаевича, изготовленный на Императорском фарфоровом заводе в 1848 году, украшен сложным орнаментом в русско-византийском стиле. Автором проекта этого сервиза, а также чашки с монограммой «ВККН» был художник и археолог Ф. Г. Солнцев. В росписи предметов преобладают красный и зеленый цвет, позолота. В Ростово-Ярославском архитектурно-художественном музее находятся четыре изделия из этого сервиза: две тарелки, овальное блюдо и ваза сложной формы.



В конце XIX столетия завод продолжал выпускать копии и варианты сервизов XVIII века. В публикуемых предметах — тарелка, розеточка и чашка с блюдцем — использована система декора знаменитого сервиза Севрской фарфоровой мануфактуры 1780-х годов. На изделиях стоит марка завода времен Александра И. Предметы изящно орнаментированы тонкими золотыми линиями и завитками, по борту тарелок в картушах, украшенных рокайльными завитками, на фоне пейзажа изображены птицы.



В 1913 году по модели художника К. А. Сомова, разработанной в 1905 году, была выполнена скульптура «Дама с маской». Она известна без росписи и в разных вариантах росписи, выпускалась небольшими тиражами, повторялась на заводе и в последующие годы.



Императорский фарфоровый завод не мог полностью обеспечить возрастающие потребности внутреннего рынка. Значительных успехов фарфоровое производство в России достигло благодаря деятельности частных фарфоровых предприятий. В 1766 году открылся первый частный фарфоровый завод Ф. Я. Гарднера в Вербилках (ныне Государственный Дмитровский фарфоровый завод), который выпускал продукцию, отличавшуюся изяществом формы и высокой техникой рисунка. На нем по заказу императорского двора было выполнено четыре «орденских» сервиза, которые предназначались для торжеств в честь награжденных орденами св. Георгия, Владимира, Александра Невского и Андрея Первозванного. На предметах сервизов изображены ордена и орденские ленты.



Завод Гарднера выпускал также бытовую посуду. На тарелках с прорезными ажурными бортами, кофейниках, десертной корзиночке, которые находятся в Ростово-Ярославском музее, мы видим букеты с крупными цветами и пейзажи. Сложной формой и богатым декором отличаются предметы чайно-кофейного сервиза. Кофейник и чайник рокайльной формы, чашки и блюдца покрыты кобальтом, на темно-синем фоне сверкает золотой орнамент, а в медальонах на сером фоне написаны букеты и отдельные цветочки. Полихромная роспись подчеркивает изящество изделий.



На заводе Гарднера изготовлялись и предметы мелкой пластики. В экспозиции музея находятся статуэтки «Индюк» и «Козел с собакой», скульптуры из бисквита «Слепой нищий», «Игра в репку», «Сбитенщик», изображающие представителей простого народа.



Среди частных предприятий по производству фарфора широко известен был завод Попова, основанный еще в 1804 году К. Мелли в селе Горбунове Дмитровского уезда Московской губернии. Приобретя его в 1811 году, А. Г. Попов наладил выпуск изделий превосходных технических и художественных качеств. Их ассортимент был самым разнообразным: сервизы, чайная и столовая посуда, так называемая трактирная посуда и статуэтки, пользовавшиеся в XIX веке большим спросом. Среди статуэток отдельные фигуры охотников, крестьянок, есть и сюжетные композиции, например, скульптура «Азия» в виде сидящей на верблюде женщины в длинном платье с короной на голове и скипетром в руке. Это произведение является вариантом модели Мейсенской мануфактуры, как и скульптурная ком позиция «Венера с Бахусом». На заводе Попова изготовлялись также предметы мелкой пластики, изображающие животных.



В коллекции музея представлен сервиз с так называемыми романтическими пейзажами — на тулове чайника, чашки и блюдца изображен пейзаж с архитектурными постройками. Интересен по своей композиции заварной чайник на подставке-грелке, украшенный готическими мотивами и пейзажами, его рельефные детали подчеркнуты позолотой.



В виде раковины на заводе Попова были выполнены чашка и нижняя часть кувшина, на темно-вишневом тулове которого выделяются светлые цветы. Ручки у чашки и кувшина исполнены в причудливой форме красных кораллов.



Небольшим числом экспонатов в музее представлены заводы Батенина и братьев Корниловых. На заводе братьев Корниловых в конце XIX века был изготовлен заказной сервиз, на белом фоне каждого предмета выделяется герб ростовских дворян Леонтьевых. Причудливой сложной формой отличается чайный сервиз с голубым крытьем, цветочной росписью в резервах, позолотой и ручками, напоминающими кораллы.



Гжельский керамический район, где существовало множество мелких предприятий, изготовлявших посуду и предметы мелкой пластики, с XIX века тоже начал выпускать фарфоровую посуду. На небольших заводиках работали всего несколько человек, например, до десяти, которые занимались формовкой посуды, ее обжигом и росписью. Фарфор Гжели, известный и в наше время, несет на себе отпечаток народной керамики.



Излюбленным украшением посуды были букеты из мелких цветов с крупными розанами на белом фоне. Примечательны и статуэтки, отражающие жизнь и нравы разных слоев населения России. Немного упрощенная, грубоватая трактовка фигур сглаживается яркой росписью, напоминая тем самым лубочные картинки, как, например, статуэтки «Женщина у надгробного памятника», «Плясун», «Женщина с павлином», «Дворник». Рисунки и сюжетные композиции часто заимствовал ись с изделий крупных фарфоровых предприятий страны, но у народных мастеров Гжели они принимали совсем иной вид.



В тридцати деревнях и селах производили предметы быта из прославленных гжельских глин. Известны заводы братьев Новых и Фомина в деревне Кузяево, завод Храпунова-Нового, предприятие Тереховых и Киселевых, а также заводы в деревнях Жирово, Турыгино, Бехтеево и других. На заводе Храпунова-Нового изготовлен чайный сервиз, на предметах которого изображен рог изобилия с цветами. Большая часть этих изделий покрыта позолотой и расписана золотым орнаментом. XIX век в России отличался быстрым развитием капиталистических отношений, интенсивным ростом заводов и фабрик. Перешли на новые формы работы и фарфоровые предприятия.



Когда речь идет о конце XIX — начале ХХ века, нельзя забывать о деятельности М. С. Кузнецова, сумевшего завладеть почти всеми фарфоровыми заводами страны: в Вербилках, Гжельском районе, Дулеве, в деревне Песочное Ярославской губернии и в других местах. Объединенные им предприятия стали выпускать посуду высокого качества и в больших количествах. Продукция заводов хорошо раскупалась, что способствовало расширению предприятий Товарищества М. С. Кузнецова. Ловкие предприниматели сумели так поставить дело, что с ними уже не могли соперничать мелкие заводы. В коллекции музея находится несколько предметов, изготовленных в конце XIX века на предприятиях Товарищества М. С. Кузнецова для массового потребителя. Чайник, чашка с блюдцем, сливочник и перечница украшены рельефными деталями и золотыми отводками. Скульптура «Крестьянка, сбивающая масло» выполнена из бисквита (неглазурованный фарфор). Бокал с крышкой и блюдце украшены цветочной росписью по нежному розовому и голубому фону, ручки позолочены.



Коллекция русского фарфора Ростово-Ярославского музея дает наглядное представление о развитии этого вида декоративно-прикладного искусства в художественной жизни России.

Эта статья была опубликована 30 сентября 2009 г..